Венгер против Хиддинка или проблема клубов и сборных?
16:22
Противостояние клубов и сборных длится уже не первый год. Первые стремятся получать от национальных федераций как можно большего размера компенсации за каждый вызов своего игрока в сборную, вторые, пользуясь поддержкой ФИФА, не стремятся расставаться со своими "кровными" и всяческими способами защищают себя от лишних трат. Последний громкий случай с участием Андрея Аршавина и Арсена Венгера продолжает битву клубного футбола и футбола уровня сборных команд. "Евро-Футбол.Ру" разбирается в тонких моментах патриотизма игроков, профессионализма тренеров и в том, каким образом ФИФА намерена удерживать в своих руках всю футбольную власть.
Аршавина на поле, Венгера - во враги
Нынешняя ситуация в лондонском "Арсенале" ещё раз показывает то, как один мудрый тренер может удерживать на плаву коллектив с небольшим количеством по-настоящему звёздных футболистов. Причём, французский тренер не отказывает себе в удовольствии числиться среди участников Лиги Чемпионов, стабильно входить в число лучших команд Англии. Всё это зиждется на усилиях нескольких звёзд команды, к числу которых можно отнести Андрея Аршавина. Российский атакующий полузащитник стал настоящим открытием Венгера, быстро завоевав себе любовь местных болельщиков.
После феерического окончания прошлого сезона на Андрея возлагались большие надежды, но мелкие повреждения и недостаточная физическая готовность сводили на "нет" большинство атак с участием нашего хавбека. Впервые Аршавин напомнил себя прошлогоднего в поединке с "Манчестером Юнайтед": Андрей забил красивый мяч, но довести матч до конца не сумел из-за травмы паха. В результате, "канониры" потеряли стройность в линиях, и всем стала ясна важность Аршавина при атаках. Вместе с тем, Гуус Хиддинк, невзирая на опасения Венгера, всё-таки вызвал в национальную сборную России капитана команды на два отборочных матча чемпионата мира 2010 года против Лихтенштейна и Уэльса.
Вторил Венгеру и официальный сайт "Арсенала", который будто бы ставил в вину всему тренерскому составу сборной России факт выхода на поле в Кардиффе капитана нашей команды
Против "карлика" европейского футбола Аршавин не играл, наблюдая за действиями своей команды с трибун стадиона "Петровский", зато в Кардиффе Аршавин был не только медиаперсоной, у кого брали многочисленные интервью, но и действующим капитаном. Правда, играть на "полную катушку" Аршавин не мог, но в первом тайме "на свежачка" отдал тонкий голевой пас Игорю Семшову и, в целом, конечно же, помог коллективу Хиддинка своей уверенностью в действиях. Неспроста Гуус в самый критический для нас момент матча (после ответного мяча валлийцев) подозвал к себе "десятку" сборной и принялся менять тактический модуль. Немецкие комментаторы были очарованы игрой Аршавина и прозвали его пас Семшову не иначе как "бриллиантовым".
После игры Уэльс – Россия со стороны наставника "Арсенала" Арсена Венгера последовала критика, которая довольно чётко обозначила позицию клуба Андрея Аршавина: " Мы потеряли на некоторое время Аршавина, который играл против Уэльса, хотя не должен был этого делать. Теперь он будет вынужден пропустить два ближайших матча. Из-за травмы паха я заменил его во время матча с "Манчестер Юнайтед", по этой же причине он пропустил игру с Лихтенштейном, но вышел на поле в Уэльсе, в результате чего получил рецидив повреждения". Вторил Венгеру и официальный сайт "Арсенала", который будто бы ставил в вину всему тренерскому составу сборной России факт выхода на поле в Кардиффе капитана нашей команды. Сам Андрей Аршавин, вернувшись в Лондон, поспешил успокоить российскую публику дежурными словами о собственном желании играть за сборную. Возможно, на момент написания материала инцидент уже исчерпан, но осадок, как говорится, остался. И Венгер, и "Арсенал" (со стороны его клубного сайта), и Аршавин публично озвучили свои мнения. Каждая из сторон спора имеет свою правду, но ситуация с выходом на поле в составе сборной травмированного футболиста стара как история чемпионатов мира.
Стол с двумя концами
Позиция клубов:
Игроки получают зарплату в клубах, а не в матчах за национальную сборную, 80 процентов их бюджета формируются за счёт контрактных обязательств с клубом, но при этом прямой работодатель не имеет возможности управлять своим штабом на протяжении всего сезона. Возвращаясь с игр за сборные, футболист находится не в лучшем физическом состоянии, а тренер, вместо боеспособных игроков, получает "уставший материал". В результате, несколько дней приходится подтягивать всех игроков к одному общему знаменателю, пока сборным вновь не понадобится свой футболист – это наилучший вариант. Наихудший вариант – футболист возвращается из расположения сборной с травмой различного рода тяжести и выбывает из строя на два-три месяца. Клуб терпит не только спортивные убытки, но и финансовые, лишаясь премиальных от спонсоров, руководства лиги и прочих потенциальных плательщиков.
Такая манера разговора присуща практически всем клубам Европы. Каждый из них пытается выделиться, встать вровень с другими, более великими командами, показывая свою значимость. С начала 90-х годов в Старом Свете начала формироваться группа сильных команд, которые решили при помощи объединения в специальный союз создать конкуренцию футболу на уровне национальных сборных. Название организации лежало на поверхности "G-14" – 14-ть гигантских клубов в одном "флаконе", что может быть страшнее для ФИФА?
Целых десять лет союз сильнейших клубов разрастался, увеличивал свои требования ровно до тех пор, пока Блаттер и Платини не почувствовали реальную угрозу со стороны соперничающего союза. Две сильнейшие футбольные организации (ФИФА и УЕФА) пошли в наступление, когда услышали от клубов следующие заявления: "Нас, поражает отношение к клубам, с которым приходится сталкиваться в международных федерациях, особенно в УЕФА. Они хотят иметь всю полноту власти и навязывать клубам свою волю. Но забывают о том, что с тех пор, как были созданы ФИФА, а затем УЕФА, мир сильно изменился. Когда в прошлом году ФИФА пересматривала свой устав, говорилось, что речь идет лишь о незначительных поправках. За сто лет в мире изменилось многое, и управлять спортом прежними методами уже не получится. В УЕФА за последние десять лет, возможно, произошли более существенные перемены, но и там перестраивать надо многое".
Клубы: "Мы ведем борьбу в интересах всех клубов. Недавно мы провели исследование, целью которого было определить, какое время было затрачено футболистами на последний чемпионат мира. Результат: 30 000 человеко-часов, включая тренировочные сборы и матчи финальной части. А кто все это время платил игрокам зарплату? Клубы".
Нетрудно догадаться, что с недавних пор "G-14" перестала существовать, оставив после себя только небольшие группировки, которые пока не влияют на целостность футбольного мира. Арсен Венгер, высказывая своё мнение насчёт решения Хиддинка выставить Аршавина в составе, полностью поддерживает позицию клубов. Впрочем, дабы не очернять клубные команды отметим, что зерно истины в их словах имеется. Клубы действительно несут большие убытки в связи с травмами их футболистов в матчах за сборные, но нужно понимать, что те же игроки могут получить аналогичные повреждения в матчах за клубы и что будет тогда? Кто будет виноватым?
ФИФА и УЕФА после долгого совещания приняли соломоново решение, которое на первых порах устраивает всех: клубы получают определённые компенсации от вызовов игроков, а национальные федерации освобождаются от гнёта клубов. Уже сегодня на банковские счета того же "Арсенала" в совершенно законном порядке перечисляются миллионы в зависимости от того, сколько человек покинули стан "канониров" дабы сыграть за сборные. В дальнейшем, клубы и ФИФА с УЕФА готовы вновь сесть за стол переговоров для того, чтобы улучшить контакт между собой.
Позиция национальных федераций:
Футбол жив и целостен пока остаётся баланс между клубами и национальными сборными. Стоит федерациям немного ослабить хватку, как клубы "сожрут" с потрохами всю систему ФИФА, УЕФА, АФА и прочих мировых конфедераций. С далёких времён наибольший интерес представляли не клубные разборки в рамках чемпионата одной страны, а матчи с участием национальных сборных. Даже сейчас, когда клубы ушли вперёд по кадровому подбору по отношению к сборным мира, уровень зрительского интереса чемпионата мира или чемпионата Европы намного превышает Лигу Чемпионов, не говоря уже о более мелких турнирах. Для игроков пока ещё остаётся понятие "патриотизм" и "честь флага", чего никогда не видать клубному футболу, который сплошь и рядом пропитан фальшью. Сегодня один игрок целует одну эмблему, завтра – другую: лишь бы платили больше, а поцеловать разок-другой можно всё что угодно.
Как видим, позиция сборных полностью совпадает с мнением ФИФА и УЕФА, правда, пока европейские чиновники стараются разговаривать с клубами в более спокойной манере: всё-таки такие турниры, как Лига Чемпионов, если и не могут догнать чемпионат мира по рейтингу популярности, всё равно приносит в карман организаций солидные деньги за счёт спонсорских вливаний. По последним подсчётам, стартующая сегодня Лига Чемпионов имеет общий денежный размер в количестве свыше 6 миллиардов евро – умопомрачительная сумма даже для призового фонда Мундиаля.
Вместе с тем, игроки, понимая сложность ситуации, в любом случае следуют зову своего сердца и не отказываются от вызовов в национальную сборную. По сути, из всех популярных командных видов спорта, только футбол оставил свою изюминку прежних лет, когда вызов в сборную считался престижем, а не обузой для клубного футбола.
Посмотрите на нынешний хоккей, баскетбол, даже теннис, хотя он не является командным видом спорта – клубная система (в случае с теннисом – раздутые бюджеты) уже подавила своей массой целостность и паритет национальных федераций. Там уже лет десять клубы разговаривают со сборными сверху вниз, а не наоборот: захотят – отпустят игрока, не захотят – не отпустят и у федераций нет абсолютно никаких мер по защите своих игроков. Вспомните многочисленные отказы Новицкого от выступления за баскетбольную сборную Германии, "придуманные" травмы Марии Шараповой, когда теперь уже экс-теннисной приме предстояло защищать честь флага на Кубке Федераций в составе сборной России.
Посмотрите на нынешний хоккей, баскетбол, теннис - клубная система уже подавила своей массой целостность и паритет национальных федераций. Там уже лет десять клубы разговаривают со сборными сверху вниз, а не наоборот: захотят – не отпустят игрока! Вспомните многочисленные отказы Новицкого от выступления за баскетбольную сборную Германии, "придуманные" травмы Марии Шараповой, когда ей предстояло защищать честь флага на Кубке Федераций в составе сборной России
С точки зрения целостности, футбол пока остаётся самым консервативным видом спорта, но всегда ли модернизм является правильным? Вам будет интересно смотреть за тем, как сборные играют в ослабленных составах, если вообще сумеют выжить в новых условиях? Ведь на наших с вами глазах умирает олимпийский турнир по футболу, который так и не смог встать на ноги и найти выход из тупиковой ситуации после нескольких резких решений.
Национальные федерации, надо отдать им должное, согласились с требованиями клубов по поводу страхования футболистов, но с одной лишь оговоркой: если ФИФА и УЕФА хотят сохранить целостность, платить должны именно они. С другой стороны, уже сейчас раздаются разговоры о том, что вскоре федерации в едином блоке могут выступить с заявлением следующего характера: "В недавнем прошлом клубы получили возможность получать финансовые страховки на случай травм игроков в матчах за национальные сборные. Процесс страховки футболистов пока является односторонним, и мы намерены исправить это обстоятельство. Мы, наверняка, отправим в ФИФА и УЕФА свои требования по поводу обязательств руководства Английской Премьер-Лиги, Итальянской Серии А, испанской Примеры и прочих сильнейших лиг мира выплачивать нам компенсации на случай серьёзной травмы игрока в том или ином матче за клуб". На первый взгляд, ситуация получается бредовая: каждый будет получать страховки, но если в одном случае убытки финансового характера несут ФИФА и УЕФА, то в другом – руководство лиг. Если внимательнее взглянуть на ситуацию, можно косвенным образом согласиться со сборными. Почему-то никто не хотел платить Славену Биличу и его помощникам за то, что в матчах ЕВРО-2008 он остался без своего форварда Эдуардо Да Силвы, получившим травму в игре за "Арсенал" и таких примеров можно найти гораздо больше, чем ужасных травм паха в немногочисленных играх за сборную.
В такой сложной ситуации разобраться могут только участники спора. На первый план выходят такие понятия, как "профессионализм" и "человечность". Если Хиддинк, как настоящий профессионал, не стал жалеть определённого футболиста либо тренера, то сам Арсен Венгер в определённой ситуации может отказаться от травли на тренерский штаб сборной России и понять текущую ситуацию. России нужно было набирать три очка в Уэльсе для продолжения погони за Германией, с этой целью Хиддинк поставил в состав Аршавина, который, безусловно, оказал своё воздействие на исход, положительный для нас.
Сам Аршавин, похоже, не ожидавший таких споров вокруг себя, полностью встал на сторону сборной: "Никакого рецидива травмы паха, как сообщили в четверг многие издания, у меня нет. Более того, колено сегодня беспокоит куда больше, чем пах. Был риск, что после игры в Кардиффе такой рецидив возможен, но я сознательно пошёл на него, чтобы помочь сборной. Считаю, риск полностью оправдался. Ничего вроде бы не усугубил, хотя результаты сканирования и исследования снимков колена узнаю только в пятницу. А ближайшие матчи в английской Премьер-Лиге и Лиге чемпионов я пропустил бы в любом случае: оптимальный срок восстановления при такой травме, как у меня, - 21 день, и он ещё не закончился. Надеюсь, смогу вернуться в строй к матчу с "Уиганом", который состоится 19 сентября".
Евро-Футбол.Ру